Приём "Магнит в будущем"
Как я уже писал, для того, чтобы подвигнуть человека на какие-то действия, будь то покупка товара, голосование за политика или что-то ещё, можно задействовать много разных мотивов. И один из таких рычагов - использование "светлого будущего".
Я уже касался этой темы, когда писал о приёмах, которые использует в своих выступлениях Владимир Путин. Суть приёма заключается в том, что перед человеком рисуют картину "светлого будущего", которая очень привлекательна персонально для него (эдакий "персональный магнит", притягивающий этого человека), а затем "сдвигают" эту картину в будущее - и объясняют, что надо сделать для того, чтобы эта картина в будущем реализовалась. Причём описание делается таким образом, чтобы жертва манипуляции поняла: то, что требуется от неё сейчас - это пренебрежимо малая величина по сравнению с ослепительным будущим, которое её ждёт. Так что нелепо было бы о чём-то спорить или подсчитывать цену - по сравнению с "магнитом в будущем" сегодняшние затраты или потери ничтожны.
В результате, если человек поверит в картину "светлого будущего" - он сам, добровольно, по собственному желанию, будет делать то, что предложил манипулятор.
В чём-то это напоминает пресловутую морковку, которую подвешивают перед носом ослика, чтобы заставить его брести вперёд.
Какие формы может принимать "магнит в будущем"? Практически любые, лишь бы слушатели поверили манипулятору. Этот приём может использовать бизнесмен, чтобы мотивировать наёмных работников ударно трудиться за нищенскую плату. Этот приём может использовать продавец, чтобы продать человеку не особо нужный тому товар, да ещё и по завышенной цене. Его может использовать мужчина, чтобы уложить в постель женщину. Его может использовать политик, чтобы побудить электорат голосовать за него. И т.д., и т.п.
Вероятно, Вы уже вспомнили наиболее яркий пример использования этого приёма:
Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.
– Да! - кричал он. - Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир, Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир...
Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках...
Другой пример - способ мотивации, которому в "Гербалайфе" обучают дистрибьюторов. "Решите, что именно Вы хотите купить, когда заработаете кучу денег", - говорят им - "Это может быть дорогой автомобиль, роскошные часы, дом или что-то ещё. Найдите фотографию этого предмета. Повесьте её у себя дома на виду или носите с собой так, чтобы она попадалась Вам на глаза по нескольку раз в день. Можете объединить эту фотографию со своей - вставить своё лицо в окно автомобиля или наклеить свою фотографию на фотографию дома. И каждый раз, когда Вы будете смотреть на эту картинку, вспоминайте - вот чего Вы добиваетесь, вот ради чего Вы работаете, вот что ждёт Вас в будущем!" И что Вы думаете? Этот способ (само)мотивации замечательно работает для большинства людей.
Наконец, как последний пример "магнита в будущем", приведу строку из песни: "Нам нужна одна победа, одна на всех. Мы за ценой не постоим!" Совсем другая ситуация, но мотивация постоена по тому жу принципу: есть некая цель в будущем и она настолько привлекательна, настолько важна, что оправдывает практически любую уплаченную цену.
И, кстати, пресловутые семьдесят девственниц, обещанных тому мусульманинскому парню, который наденет "пояс шахида" и взорвёт себя в автобусе или на концерте - тоже "магнит в будущем".
Схема, по которой проводится этот приём, обычно выглядит так:
Зондирование, в процессе которого манипулятор выясняет, что именно привлекательно для его жертвы
Рисование картины "светлого будущего", максимально привлекательной для жертвы
Рассказ о том, какие действия должна предпринять жертва, чтобы попасть в это "светлое будущее"
Если манипуляция рассчитана не на разовое, а на долгосрочное взаимодействие, в дальнейшем шаги #2 и #3 периодически повторяются манипулятором либо передоверяются самой жертве ("носите фотографию с собой так, чтобы она попадалась Вам на глаза по нескольку раз в день...").
В результате жертва, притянутая "магнитом в будущем", будет совершать предложенные манипулятором действия - вроде бы по собственному желанию.
(с)
http://subscribe.ru/archive/economics.scho...9/21000315.html